Documenta-14
- Yulia Klychkova
- Dec 15, 2017
- 5 min read
Updated: Mar 29
В этом году я впервые побывала на главной европейской выставке современного искусства - Документе | Documenta. Выставка проходит в немецком Касселе один раз в пять лет и задает пятилетний тренд. За два дня я успела отсмотреть десять площадок и больше ста художников Документы-14. Голова немного кружилась, но у меня в конце концов сложилась своя история, которой хочу поделиться с вами.

Почему Кассель?
Истоки Документы лежат в так называемом “дегенеративном искусстве” - в 1937 году нацисты изъяли из музейных коллекций больше 20 000 произведений искусства модернистских художников и в том же году в Мюнхене были выставлены некоторые из этих произведений в качестве примера морального и генетического вырождения нации на выставке "Дегенеративное искусство". Дальнейшая судьба художников и их произведений печальна.
В 1955 году художник и учитель из Касселя - Арнольд Боде - организовал первый арт-фестиваль в родном городе для демонстрации выживших “дегенеративных” произведений и вернул в Европу традицию выставок актуального искусства.
Таким образом, Документа острее политизирована, чем другие европейские биеннале и несет в себе ген искусства противного каким-либо проявлениям диктатуры, идеологии, милитаризма, шовинизма, расизма и геноцида.
Документа 14: Кассель-Афины.
Самая масштабная и близкая сути выставки работа нынешней Документы 14 - Парфенон из книг | The Parthenon of books - воздвигнутый в натуральную величину архитектурный архитип как воплощенный символ эстетических и политических идеалов первой в мире демократии. Художница из Аргентины - Marta Minujin - построила свой первый Парфенон из книг в 1983 году. Тогда книги, спрятанные политической хунтой, послужили декором реплики афинского Парфенона на площади в Буэнос Айресе после падения режима. В Касселе, где в 1941 году нацисты публично жгли книги вредного содержания, Марта Минухин воссоздала свой проект, собрав когда-либо запрещенные в разных странах книги (Библия, Достоевский, Кафка, Брехт, Далай-лама среди многих прочих). Финальным аккордом станет раздача этих книг всем желающим.
Кстати, здесь у меня случился драматичный момент - мне пришлось проковырять дырку в одной из колонн Парфенона, чтобы спасти застрявшего там жука. Это так прекрасно, когда перед тобой не стоит моральный выбор спасения жизни ценой произведения искусства:-) Я даже разглядела в своем необдуманном жесте своеобразный манифест современного искусства - жизнь превыше всего.
Художественный директор нынешней Документы 14 - Адам Шимчик - 47-летний куратор и арт-критик из Польши напутствовал зрителей забыть все, что мы знаем и получить от выставки опыт без запрограммированных больших ожиданий. Возможно, он имел в виду довольно скромное количество современных звездных художников и возможность открыть для себя новых героев и новые мифы.
Мои первые впечатления от выставки связаны с четко обозначенной линией, соединяющей Кассель с Афинами - первой западной демократией - в заявленной теме выставки “Учимся у Афин”. В этом году впервые Документа проходит в этих двух городах и впервые основная площадка Документы в Касселе - музей Фридерицианум - полностью отдан в распоряжение Афинского Национального музея современного искусства (EMST). Здесь можно познакомиться с пост-модернистскими греческими художниками в разрезе истории искусства - здесь и минимализм, и найденные объекты, и концептуализм - в которую вплетается история самой Документы в серии фотографий со второй выставки 1959 года.
Что на повестке дня сегодня?
Документа-14 активно дискутирует вопросы либеральных демократий в западном мире и совершает художественный наезд на либеральную демократию, вообще ставя под вопрос ее наличие в современном мире, затрагивает вопросы непрекращающихся этнических конфликтов и мигрантов. Мне выставка показалась больше ретроспективной, чем обращенной в будущее.
Параллельно Документа акцентирует пост-колониальное искусство или традиционные техники в современном искусстве, не отрываясь от основной темы.
Где толпилась публика?
А вот неожиданно здесь: у видео Я, солдат | I, soldier турецкого художника - Koken Ergun - и спасибо ему за его канал, где можно посмотреть все 7 минут видео.
И ожидаемо здесь : отдельный зал был отдан рассказу о жизни и творчестве порно-звезды - Annie Sprinkle - и ее партнеру - Beth Stephens.

А также здесь: 10-минутное видео Плот | Raft - Bill Viola - о современной разобщенности и обретении друг друга через общие страдания.
Чем запомнится Документа-14 мне?
Меня тронула коллекция работ и архивные материалы Lorenza Böttner (1959-1994). В результате несчастного случая Эрнст Лоренц Боттнер в восьмилетнем возрасте лишился обеих рук. Творческая энергия молодого тела стала воплощаться в танце и рисунке - отказавшись от роли изгоя, Эрнст научился писать при помощи ног и рта, закончил художественную школу в Касселе, взял имя Лоренца и трансформировал(а) рисование на улицах Касселя, Нью-Йорка или Сан-Франциско в живой перформанс, наполненный сексуальной и политической силой.
Архивные документы из Риги, Берлина и Москвы открыли мне еще одно имя - Анна Лацис - она вела активную театральную деятельность в 1920-х годах, работала с Бертольдом Брехтом, была близка с Вальтером Беньямином, в 1938 году была репрессирована и выслана в Казахстан, где провела в лагере 10 лет, после освобождения продолжила работу в театре в Латвии, прожила 88 лет.

30-минутное видео Сад Вивьен | Vivien's garden лондонской художницы - Rosalind Nashashibi - неспешный, красивый и очень интимный портрет двух художниц Elisabeth Wild и Vivian Suter, матери и дочери, живущих в Гватемале в соседних домах со своими собаками - их живописные дома, наряды, сад и постоянный страх за свою жизнь.

Как книга, от которой не оторваться, видео Какое утро | Such a morning индийца - Amar Kanwar - где каждый кадр можно распечатывать и вешать на стену как картину. История теряющего зрение учителя математики, который ушел из мира, чтобы привыкнуть к темноте, и обрел внутреннее зрение.

Албанский художник - Edi Hila - и его пустынные, почти прозрачные, исчезающие пейзажи.
Абстрактные пейзажи индийца - Ganesh Haloi - в основе которых элементарные геометрические формы на глубоких цветовых полях.

Индийцы вообще меня порадовали. Все, кто входил в зал, где выставлены фотографии художницы - Gauri Gill - не могли сдержать улыбку. Герои серии работ Действие внешнего вида | The Act of appearance - жители деревни, специализирующейся на изготовлении традиционных масок. По просьбе Гаури мастера изготовили авторские маски, ставшие их автопортретами.
Своя версия Одиссеи художницы - Janine Antoni - в которой все приключения лишь сон, который приснился Пенелопе. В течение 7 лет электроэнцефалограф фиксировал движение глаз во сне художницы, а днем она садилась за ткацкий станок и вплетала в ткань узор из записи графика ее сна. В итоге получилась сюрреалистическая инсталляция Сон | Slumber c собственным интимным пространством.

В своем медитативном видео Я так долго смотрел(а) на красоту: в ожидании варваров | I stared at beauty so much: waiting for the barbarians ливанские художники - Joana Hadjithomas и Khalil Joreige - читают стихотворение греческого поэта Константина Кавафиса. Пожалуй, это стихотворение будет идеальным эпилогом к выставке.
– Чего мы ждем, собравшись здесь на площади? – Сегодня в город прибывают варвары. – Почто бездействует Сенат? Почто сенаторы сидят, не заняты законодательством? – Сегодня в город прибывают варвары. К чему теперь Сенат с его законами? Вот варвары придут и издадут законы. – Зачем так рано Император поднялся? Зачем уселся он у городских ворот на троне при всех регалиях и в золотой короне? – Сегодня в город прибывают варвары, и Император ждет их предводителя, чтоб свиток поднести ему пергаментный, в котором загодя начертаны торжественные звания и титулы. – Почто с ним оба консула и преторы с утра в расшитых серебром багряных тогах? Зачем на них браслеты с аметистами, сверкающие перстни с изумрудами? Зачем в руках их жезлы, что украшены серебряной и золотой чеканкой? – Затем, что варвары сегодня ожидаются, а драгоценности пленяют варваров. – Почто нигде не видно наших риторов, обычного не слышно красноречия? – Затем, что варвары должны прибыть сегодня, а красноречье утомляет варваров. – Чем объяснить внезапное смятение и лиц растерянность? И то, что улицы и площади внезапно обезлюдели, что населенье по домам попряталось? – Тем, что смеркается уже, а варвары не прибыли. И что с границы вестники сообщают: больше нет на свете варваров. – Но как нам быть, как жить теперь без варваров? Они казались нам подобьем выхода.
(перевод Г. Шмакова)
Documenta-14 - Kassel - 10.06.2017-17.09.2017